> все издания > АиФ Долгожитель > 12 (24) > Покровительница семейного очага

Покровительница семейного очага

В последние годы во многих православных храмах заняли достойное место иконы с изображением святого лика блаженной Ксении Петербургской, которая канонизирована в 1988 году благочестивыми стараниями тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского, а ныне Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Православные молятся этой святыне, как правило, прося о помощи в семейных нуждах и в даровании благочестивого брака, поскольку блаженная Ксения всей своей жизнью не только показала высочайший образец любви и супружеской верности, но после отхода ко Господу стала признанной духовной покровительницей семейного очага.

Ради мужа своя…

ФОРМАЛЬНЫХ биографических сведений о блаженной Ксении сохранилось не так уж много. Известно, что в миру она именовалась Ксенией Григорьевной Петровой. Родилась в Санкт-Петербурге между 1719 и 1732 годами, скончалась между 1794 и 1806 годами. Воспитывалась в православной и достаточно состоятельной семье. Вышла замуж за полковника Андрея Федоровича Петрова. В 26 лет неожиданно овдовела и с этого момента резко изменила свою жизнь.

Дело в том, что Ксения Григорьевна очень любила своего мужа и была ему по-православному верна не только до его последнего дня, но и до собственной кончины. Она очень переживала, что Андрей Федорович умер неожиданно, без предсмертного покаяния и причастия, и посчитала своим долгом посвятить свою жизнь молитвенной аскезе ради искупления грехов любимого мужа и спасения его души. Однажды, когда молодая вдова горячо, до изнеможения молилась о вразумлении свыше, как и чем помочь почившему Андрею Федоровичу, она без чувств упала перед иконами. В сонном видении благочестивую женщину посетила преподобная Мария Египетская (совершила подвиг искупления грехов в VI веке), которая благословила Ксению на юродство Христа ради. Раздав все свое имущество бедным и подарив дом своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, блаженная Ксения переоделась в костюм мужа и пошла скитаться по улицам Петербурга. При этом она называла себя Андреем Федоровичем и требовала того же от других, утверждая, что умерла Ксения, а не он.

Подвиг юродства

ВСКОРЕ одежда «Андрея Федоровича» превратилась в лохмотья, башмаки продырявились, кожа на лице покраснела от холода и ветра, а на ногах — полопалась и покрылась язвами. Но юродивая этого, казалось, не замечала. В летний зной и в зимнюю стужу она в одном и том же одеянии скиталась по городу, ни у кого не прося милостыню, а когда кто-то «подносил копеечку» по собственному душевному порыву, тут же раздавала деньги нищим.

Поначалу юродивую многие горожане, особенно мальчишки, подвергали нападкам и насмешкам, но постепенно не только привыкли к ней, но и зауважали. Люди стали замечать необычное влияние Ксении на окружающих. Торговец на рынке, у которого блаженная, скажем, взяла пирожок или пряник, или извозчик, которому посчастливилось подвезти ее хотя бы на несколько шагов, имели к вечеру богатую выручку. В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье, больной ребенок, которого она приласкала, быстро выздоравливал. Если Ксения сердилась на человека, его вскоре ожидала беда или утрата, если ласковое слово говорила, то — неожиданная радость. Где она проводила ночи, долгое время никто не знал. Однажды, проследив за блаженной, выяснили, что на всю ночь в любую погоду она уходит в поле и молится до восхода солнца, делая земные поклоны на четыре стороны света. И непонятно было, спала ли она вообще, потому что после ночных молитв опять неустанно ходила по улицам, напоминала о Боге, хулила грешников и прославляла праведных.

Народная память сохранила и такой эпизод. Рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище (кстати, именно там будет впоследствии похоронена блаженная Ксения), стали замечать, что ночью во время их отсутствия кто-то натаскивает на верхние пролеты строящегося храма целые горы кирпича. Решили подстеречь добровольного помощника. Оказалось, это трудилась по ночам раба Божия Ксения.

В кратком «Житии святой блаженной Ксении Петербургской» отмечается: «Свидетельством истинности ее христианского подвига служили абсолютное бескорыстие, доброта, кротость и дар предвидения будущего.

В течение 45 лет после смерти мужа блаженная Ксения вела неустанную борьбу со злом, живя в постоянной готовности прийти на помощь каждому нуждающемуся. По ее молитвам люди (особенно же приходившие впоследствии на ее могилу на Смоленском кладбище в Петербурге) получали помощь и утешение свыше, некоторые тяжко больные исцелялись, неразрешимые до того семейные и жизненные проблемы разрешались, те, кто долгое время не мог получить желаемую работу, устраивались на хорошее место, пьяницы по молитвам жен совершенно исцелялись от пагубной страсти».

Дар прозорливости

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ в поколение петербуржцы передают рассказы о чудесах, творимых Ксенией, и ее даре прозорливости. Накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны, например, Ксения ходила по улицам и кричала: «Пеките блины, пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины» (раньше на Руси блинами поминали усопших). Или другой случай. Из истории известно, что в 1740 году императором России был провозглашен внучатый племянник почившей императрицы Анны Иоанновны — Иоанн VI Антонович. Спустя год после этого, 25 ноября 1741 года, произошел государственный переворот, в результате которого императрицей стала дочь Петра Великого Елизавета. Юного Иоанна VI заключили в Шлиссельбургскую крепость, где тот провел около 23 лет и погиб во время попытки одного из офицеров освободить несчастного. За некоторое время до гибели венценосного заключенного Ксения все плакала и твердила: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!» Люди поняли, о чем предупреждала блаженная, лишь когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна VI. Однажды, придя к знакомой Голубевой, Ксения сказала ее семнадцатилетней дочери: «Вот ты тут кофий распиваешь, а твой муж на Охте жену хоронит». Удивленные мать с дочерью отправились на Охтенское кладбище. Там действительно хоронили умершую при родах женщину. Когда траурная церемония закончилась, молодой вдовец остался лежать на могильном холме. Голубевы попытались привести его в чувство, помогли добраться домой. Так и познакомились. Впоследствии вдовец, как и было предсказано, женился на этой девушке. В другой раз, выходя от купчихи Крапивиной, блаженная сказала: «Вот зелена крапива, а скоро завянет». В скором времени молодая и цветущая здоровьем женщина неожиданно заболела и умерла. Бессчетны такие предсказания и случаи избавления по молитвам Ксении от невзгод и болезней ее почитателей, от крестьянина до наследника императорского престола. Блаженная приходила на помощь нуждающимся с полным бескорыстием, добротой и кротостью. Чаще всего святая помогала девушкам встретиться с сужеными, находила родителей для сирот, спасала от нищеты, исцеляла от болезней.

Матушка — покровительница

ПРЕДАНИЕ гласит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, которая возвестила ей о близости смертного часа и о том, что до скончания века верующие будут почитать ее. Скончалась святая между 1794 и 1806 годами, вероятнее всего — около 1803 года, и была погребена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Во множестве приходили люди на ее могилу помолиться об упокоении ее души и попросить помощи в семейных и житейских делах. Со всей России поступали на Смоленское кладбище письма с просьбой отслужить панихиду по матушке Ксении. Многим известен был такой случай: накануне венчания невеста и ее мать отслужили панихиду на могиле блаженной. Свадьба тотчас расстроилась, так как публично выяснилось, что жених — осужденный за убийство беглый каторжник, живущий по чужим документам.

В храме Смоленского кладбища хранятся письма многих людей, получивших духовную помощь от блаженной Ксении после ее физической смерти. Приведу лишь одно. Его прислала М. И. Сергеева из Елабуги: «В нашей местности память рабы Божией Ксении чтится особенно, потому что весьма многие люди, страдавшие различными болезнями, после молитвенного обращения к блаженной получали чудесное исцеление. На моих глазах одна женщина из селения Старые Сарали, разбитая параличом, заказала панихиду по рабе Божией Ксении и помолилась на ее могиле о своем исцелении. Она тут же почувствовала исцеление, а вскоре встала на ноги и сейчас чувствует себя здоровой». Подобных примеров сотни, а может быть, и тысячи. Ведь далеко не все они сохранились в записях на бумаге.

В 1902 году над могилой блаженной Ксении была сооружена часовня, закрытая в 1940 году. Здесь устроили склад, потом сапожную мастерскую. В августе 1987 года отреставрированная часовня была вновь открыта и освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, ныне Патриархом. На могиле Ксении снова стали служить панихиды, а после ее прославления в лике святых в 1988 году — молебны. Как и прежде, особо к ее молитвенной помощи прибегают в семейных нуждах и для дарования благочестивого супружества, а также в целях исцеления от физических и душевных недугов.

Молитва ко святой блаженной Ксении Петербургской звучит так:

«О святая угодница Божия блаженная Ксения! Призри милостивым твоим оком на нас, раб Божиих (имена), честной твоей иконе умильно молящихся и просящих у тебя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые твои молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным и духом смиренным тебя, ходатаицу милостивую ко Владыке и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молитися за ны и от бед избавляти. Тебя убо просим, не презри нас, недостойных, и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость, прославим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Сергей ТУРЧЕНКО, прихожанин храма святых Космы и Дамиана в Космодемьянском

,