> все издания > АиФ в Белоруссии > 48 (340) > Заложники работодателя

Заложники работодателя

В БЕЛАРУСИ 44 моногорода. Так называют поселения с градообразующими предприятиями, на которых работает не менее 25% экономически активного населения. Когда меняются условия хозяйствования, жители, по сути, становятся заложниками производства. Рискуя не только потерять единственную работу, но и качество социальной среды, потому что, как правило, такое предприятие содержит на себе детсады, дома культуры, поликлиники…

В ТАКОМ положении и оказались наши малые моногорода после распада промышленности СССР. Сегодня уровень безработицы здесь выше среднего по республике, особенно высока доля молодежной безработицы и доля лиц с доходами ниже БПМ. Выход один — реструктуризация, или изменение стратегии развития предприятия в соответствии с требованиями рынка, которая неизбежно повлечет сокращение рабочих мест. Поэтому процесс реформирования и сдерживается правительством. А предприятие вынуждено содержать излишнее число работников. К примеру, на стекольном заводе «Неман» тот же объем продукции выпускает на 1000 человек больше, чем на заводе в российском Гусь-Хрустальном. Это — потеря конкурентоспособности. Государство пытается сегодня помочь таким предприятиям, списывая долги, давая возможность закупить новое оборудование и выпускать продукцию на экспорт. «Но нашим предприятиям сегодня сложно удерживать долю рынка, и зачастую они могут конкурировать только на уровне заработной платы. А экономить на зарплате — негативное и шаткое преимущество. Реструктуризация многих предприятий неизбежна. Вместо «краткосрочных» дотаций, можно пойти другим путем, который называется социально-ответственное реструктурирование. Оно позволит избежать высокой безработицы и развивать город более устойчиво», — считает кандидат экономических наук Таисия Елецких, руководитель проекта Программы развития ООН и Министерства труда и социальной защиты с кратким название «Социально-ответственное реструктурирование».

— Что это такое, объясню на опыте соседних стран. К примеру, опыт реструктурирования судоверфи Aker MTW Wismar в бывшей ГДР. В 1990 году здесь работало 6000 человек. Сегодня — 1326. В ходе реформирования они использовали метод разукрупнения. Когда остается основное производство, а все остальные вспомогательные подразделения обособляются. Это может быть дочернее предприятие, ЧП, сдача в аренду с правом выкупа. В результате разукрупнения появилось 35 новых предприятий, а это — 35 новых работодателей! Естественно, что многие, в силу сложившегося психологического стереотипа, опасались переходить в частные руки. Каким же образом преодолевался этот страх и риск? Администрация основного производства предоставила новым предприятиям гарантию по заказам на 5 лет. Однако за эти пять лет можно было работать не только на это предприятие, но и найти новых заказчиков, освоить новые виды услуг. Также рабочим была предоставлена гарантия на прежний уровень зарплаты в течение года. Помещения и оборудование предоставлялись новым собственникам в аренду по льготной ставке с правом выкупа либо продавалось. Для этого государство предоставило им кредиты с отсрочкой погашения основного долга через 10 лет. Был разработан и социальный план для безработных: переобучение, отправка на досрочную пенсию тех, кто с этим согласился, высокое выходное пособие. В Германии в тот период поддержали систему льгот для других работодателей, чтобы те были заинтересованы брать на работу высвобожденных людей: государство дотировало заработную плату, то есть доплачивало за работодателя. Такой план развития мог осуществиться только в условиях социального партнерства и диалога между местной властью, собственниками предприятия, профсоюзами, службой занятости, объединениями предпринимателей.

Хороший опыт поддержки процессов реструктурирования демонстрирует мэрия Санкт-Петербурга. К примеру, она предоставляет реформируемому предприятию отсрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет города. А также, вместо дотаций убыточным предприятиям, финансирует услуги консалтинговых компаний для оказания профессиональной помощи предприятиям в разработке планов реформирования и обучении специалистов по реструктуризации предприятий.

Эти меры показывают, как можно по-другому перераспределять средства в политике возрождения малых городов.

Где взять дополнительные деньги

МЕСТНОЕ предпринимательство и внешние инвестиции — два основных источника ресурсов для социально ответственного реструктурирования предприятия и устойчивого развития города в целом. Для развития внутреннего предпринимательства, на мой взгляд, нужно, в первую очередь, либерализовать многие вопросы экономической деятельности и снимать административные барьеры, которые тормозят процесс на 80%. Также обеспечить малому и среднему бизнесу доступ к кредитным ресурсам, развивая микрофинансовый рынок страны. А чтобы пришли внешние инвестиции, в моногороде должна быть возможность создания свободной экономической зоны хотя бы на период реструктуризации. Необходимо разработать и систему налоговых преференций для инвестиционных проектов по созданию новых рабочих мест на определенное время. И дать городу возможность участвовать в долевом софинансировании проектов по созданию рабочих мест и трудоустройству высвобождаемых людей. Сегодня же практически во всех малых городах республики бюджет дотационный. Потому что городам остается мизерная доля тех налогов, которые уплачивают предприятия и население города. Это не только лишает местные органы исполнительной власти реальных инструментов активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, но и возможности участвовать в жизненно важных социальных программах.

Города-пилоты

СЕГОДНЯ на рассмотрении в правительстве находится совместный проект Программы развития ООН и Министерства труда и социальной защиты по содействию занятости и самозанятости населения в малых моногородах. Пилотными городами отобраны Новолукомль и Березовка. Если проект получит одобрение, то будет реализован комплекс мер по развитию инвестиционной привлекательности города, вместе с местными органами управления и населением разработаны программы устойчивого социально-экономического развития, исходя из конкурентных преимуществ города. В малых городах будут созданы социально-деловые центры, основными задачами которых станут информационное, консультационное и правовое обслуживание инвесторов и предпринимательского сектора города, работа с местными властями по повышению инвестиционной привлекательности города. На время реализации проекта будут оказываться бесплатные услуги по разработке бизнес-планов для инвесторов города. Особое внимание будет уделено населению города и тем людям, которые хотели бы организовать свое дело. Предпринимательская инициатива получит комплексную поддержку, начиная с обучения и подготовки бизнес-плана, помощи в регистрации и финансировании. Во всех регионах республики пройдут семинары по обучению местных органов исполнительной власти, руководства градообразующих предприятий, служб занятости — методам проведения социально-ответственного реструктурирования.

Анна КРЮЧКОВА